Пункт коррекционно-педагогической помощи

На базе ГУО «Ясли –сад № 543г. Минска» с 01.09.2003 действует Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее - ПКПП). Коррекционную помощь детям дошкольного возраста оказывают учителя – дефектологи:

 


Ярото Ольга Валерьевна, высшая квалификационная категория, стаж работы – свыше 15 лет.


Деятельность ПКПП регламентирована Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи, разработанном в соответствии с пунктом 8 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г.,
№ 87, 2/1034). 

Основной целью деятельности ПКПП
является организация коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в усвоении учебных программ.

Главными задачами пункта являются:
- осуществление углубленного психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
- создание необходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
- формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях дошкольного и общего базового образования;
- повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля у детей;
- разработка и реализация перспективных планов работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
- консультирование педагогов учреждения образования, на базе которого открыт пункт, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.
Основной формой оказания коррекционно-педагогической помощи являются групповые (подгрупповые) и индивидуальные занятия. Периодичность посещения занятий детьми в ПКПП определяется учителем-дефектологом с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка, характера имеющегося нарушения, в среднем 2-3 раза в неделю.
Комплектование групп пункта осуществляется, как правило, в начале учебного года с 1 по 15 сентября.
Прием детей в Пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка воспитанников, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога Пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приему согласно приложению 1 Положения о ПКПП.
Выпуск детей из Пункта проводится на протяжении учебного года на основании списка детей, которые исправили нарушения развития, утвержденного директором государственного ЦКРОиР, после исправления (компенсации) нарушений развития и (или) заключения ЦКРОиР. Выпуск детей с артикуляторно- фонетической дислалией проводится на основании заключения учителя-дефектолога пункта.
Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).
Занятия по коррекции индивидуальных нарушений развития проводятся в период с 16 сентября по 20 мая.

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
Для чего детям, занимающимся на ПКПП нужна тетрадь домашних заданий?
Учитель-дефектолог ПКПП работает в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, определяет наиболее оптимальные формы взаимодействия с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка, возможностей родителей.
Для закрепления материала, пройденного с ребенком на занятии, учителем-дефектологом ведется тетрадь индивидуальных занятий (тетрадь домашних заданий)
В тетради учитель-дефектолог предлагает материал по формированию лексико-грамматической и произносительной стороны речи детей: артикуляционные упражнения, речевые игры и задания для закрепления поставленных звуков, способов словоизменения и словообразования, развития слухового восприятия, фонематического слуха и др. Родители занимаются с ребенком по заданию учителя – дефектолога каждый день 15 -30 минут. Результативность работы с ребенком целиком зависит от заинтересованности родителей в выполнении заданий учителя - дефектолога.
С какого возраста берёт на занятия учитель-дефектолог ПКПП воспитанников дошкольного учреждения?
В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, чем дети речевых групп специализированных дошкольных учреждений (групп для детей с тяжелыми нарушениями речи – ТНР). Коррекционная помощь в ПКПП оказывается детям, которым на момент обследования учителем –дефектологом уже есть 4 года.
Показания к зачислению в ПКПП:
фонетические нарушения, фонетико-фонематические нарушения речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, нарушения темпо-ритмической стороны речи.
Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи обучаются в учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования